Хочешь в ТОП? Хватит хотеть, пора действовать!

Начать продвижение
Rookee / Блог / SMM для чайников или SEO - капут?

SMM для чайников или SEO - капут?

SEO традиционно хоронят на каждой конференции.

В этом году крики о том, что «ссылки скоро умрут» вызывают не улыбки, а легкую озабоченность. Даже стойкие задумываются о расширении услуг и активно продают тех аудиты.

На фоне упаднических настроений все чаще слышатся кричалки об SMM. Пока от SMM больше дыма, чем пламени. Но бывает ли дым без огня?

Обитая где-то около фронта боевых действий, спешу поделиться ценными сведениями о восхождении новой услуги - SMM.

Утром - деньги, вечером - стулья.  

Классический рынок рекламы укладывается примерно в следующую схему:

1. Владелец бизнеса берет рекламную площадь в аренду

  • рекламный щит (билборд)
  • радио и телеканал (рекламный блок)
  • рекламный разворот в бумажных СМИ
  • прочая макулатура

2. У каждой рекламной площади есть свои характеристики (на основе исследований сторонних маркетинговых центров и прочих шарлатанов)

  • Пол
  • Возраст
  • Охват аудитории
  • Регион
  • И прочие социально-демографические данные

3. После окончания аренды владелец бизнеса может оценить эффективность проведенной рекламной кампании, купив услуги все тех же сторонних маркетинговых центров.

Это просто и понятно, не нужно даже напрягаться и анализировать что-то (да и как анализировать?). Открою небольшой секрет - вся рекламная отрасль в России жила по этой схеме и прекрасно себя чувствовала... до появления интернета.

Третья волна - кто устоит?

ТВ, радио, газеты и журналы - это традиционные СМИ, которые живут за счет сдачи рекламных площадей в аренду. Особняком стоит наружная реклама, эффективность которой практически равна нулю, но почему-то площади постоянно в дефиците.

Сфера посредников между собственниками бизнеса и владельцами рекламных площадей весьма обширна:

  • РА полного и неполного цикла
  • Типографии
  • Видеостудии (продакшн)
  • Маркетинговые и PR агентства
  • Креативные студии

Условно всех этих людей можно разбить на два лагеря: креативщики и технологи. Не буду вдаваться в детальный анализ, но очень рекомендую порефлексировать на эту тему самостоятельно.

Интернет возник совершенно недавно, для ровного счета - 10 лет назад. На заре становления интернет не представлял коммерческого интереса. Но по мере роста аудитории, росли и рекламные возможности нового канала. Стали появляться крупные рекламные площади.

В Интернет сунулись вначале традиционные рекламщики (креативщики), открыв для себя такой понятный формат, как баннерная реклама. На этом они и успокоились. Потом туда залезли вместе с ногами технически подкованные люди (технологи), которые стали делать сайты и нарушать лицензии поисковых систем. Технари надолго заняли интернет.

Развитие рекламы в рунете можно представить в виде волн, которые периодически накатывают и спадают:

  1. Баннерная реклама
  2. SEO
  3. SMM?

Блицкриг новых медиа SMM - маркетинг в социальных сетях.

Здесь неизбежен краткий ликбез:

1. Маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании, а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» (Филипп Котлер).

2. Социальные сети (социальные медиа) - интерактивный многопользовательский веб-сайт, пользователи которого наполняют его контентом и имеют возможность общаться друг с другом.

По сути, социальная сеть - это большой объем структурированного контента, в котором пользователь деанонимизирован. Это ТВ с добавлением интерактива и свободы выбора.

У социальных сетей есть преимущества, которые делают их крайне привлекательными для традиционных рекламщиков:

  1. Гигантский охват аудитории
  2. Гибкие возможности таргетинга
  3. Измеримость результата
  4. Привычность формата
  5. Эффективность (читай - дёшево)

Аудитория социальных медиа сопоставима с аудиторией крупного телеканала. А набор параметров для таргетинга поражает воображение. Помножим все это на низкую стоимость и получим гремучий коктейль, который должен попробовать любой более или менее крупный бренд. Но есть и большой пласт аналитической работы, которую не привыкли делать рекламщики. Так же требуются компетенции в области социальной инженерии, управлении сообществом, созданию и посеву медиа вирусов и т.д. Что могут социальные сети предложить брендам?

  1. Анализ эффективности проведения рекламных кампаний
  2. Конкурентная и отраслевая разведка (сбор информации)
  3. Информирование рынка (построение бренд-платформы)
  4. Репутационный менеджмент (мониторинг упоминаний бренда)
  5. Продвижение бренда/товара (реклама и PR)
  6. Проведение маркетинговых исследований
  7. Поиск сотрудников

Не так уж мало - без маркетинга в этих дебрях не протоптать дорожку. Поэтому, в новых медиа старые подходы не работают. Здесь работает только маркетинг в сумме с технологиями помноженный на опыт и социальную инженерию.

Хорошо в деревне летом

Отечественный рынок традиционно отстает от западного на пару-тройку лет. SMM рынок в России стал формироваться вокруг медиа-вирусов буквально пару лет назад. Креативные агентства накапливали опыт, оттачивали свои знания в области социальной инженерии, постепенно формируя новые потребности у своих клиентов. В прошлом году рынок SMM сделал ряд громких заявлений о себе:

  1. Запуск API ЯППБ (2009г.). Формирование и развитие сервисов на их основе (достигли половозрелого возраста к концу 2010г.);
  2. Конференция i-COMference, которая объединила i-СМИ и i-Community;
  3. Разработка и внедрение SMM услуг агентствами (построение бренд-платформы, мониторинг упоминания бренда и т.д.).

Сейчас, когда аудитория социальных сетей стала привлекательна для традиционных рекламщиков, когда специалисты по креативу и рекламным технологиям получили понятные инструменты работы с социальными медиа, когда появились специалисты с критической массой позитивных и негативных кейсов за пазухой — именно сейчас зарождается большой бум на SMM услуги.

И поверьте, этот рынок будет гораздо больше и интереснее, чем рынок интернет рекламы...

Юра Смагин, маркетолог ROOKEE

rookee, 24 Мая 2011
4059
Добавить комментарий
Нажимая кнопку, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных.
Подписаться на «Дайджест новостей Rookee»
Нажимая кнопку, вы подтверждаете свое согласие на
обработку персональных данных.